В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому.
Самостоятельность - это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых.
Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано.
В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
Главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем.
Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Как учить ребёнка самостоятельности через игру:
Подготовьте лист бумаги или ватмана.
Так как ребенок еще не умеет читать, воспользуйтесь картинками. Наклейте на лист бумаги картинки на тему: «Одеваемся на улицу». Приклейте в нужном порядке картинки, где изображены, например, вначале колготы, затем кофта, затем штаны и т.д. Когда малыш будет одеваться на улицу, он подойдет к этому плакату и посмотрит, что же одевать теперь. Такая игра обычно нравится всем деткам.
Подобного рода плакаты можно сделать не только на тему: «Одеваемся на улицу», но и на любые другие темы.
Например, Вы хотите приучить малыша самостоятельно следить за порядком в комнате. Для этого наклейте на лист бумаги картинки: с игрушками на полу (значит необходимо убрать игрушки с пола), с игрушками на столе, с цветами (значит необходимо полить цветы), с кроватью (значит необходимо заправить кровать) и т.д. Ребенку на этом плакате можно предложить ставить плюсики возле каждого выполненного действия. Для этого ежедневно чертите столбец, где ребенок станет делать необходимые значки.
Такой прием приучения к самостоятельности подойдет и для детей младшего школьного возраста. Только вместо картинок можно делать записи. Например, этим способом можно приучить ребенка: умыться после сна, заправить кровать, и т.д. Все это можно изложить на бумаге.
Правила поведения родителей при прививании ребёнку самостоятельности:
- Показывайте собственный пример ребенку;
- Хвалите ребенка чаще;
- Не ругайте ребенка за неправильно выполненное действие;
- Помогайте ребенку, но только в меру;
- Как только малыш начинает стремиться к самостоятельности, поддержите его.
- Хозяйничайте вместе. К примеру, девочкам очень нравится помогать маме.
Соблюдая все эти рекомендации, каждый родитель в силах приучить ребенка к самостоятельности – главное иметь желание, а время найдется.
|